Finversia.ru,
15 января 2021 г.
Андрей Крупнов: Дискриминирующие факторы в страховании 514 просмотров
Как рассчитывать индивидуальные тарифы?
Борьба с дискриминацией в страховании полностью меняет подход к оценке рисков.
Мы привыкли к тому, что страховая премия определяется такими факторами как возраст, род занятий, семейное положение, место жительства и т.п. Есть факторы, которые на законодательном уровне признаны дискриминационными (национальность, религиозные верования и пр.) и из расчёта рисков исключены (как минимум, официально).
Мне пару раз приходилось давать комментарии о допустимости использования тех или иных признаков при расчёте тарифов, и я всякий раз говорил, что чем меньше факторов мы исключаем из модели, тем выше её потенциальная точность, и что только статистика должна решать, какой фактор использовать при расчёте тарифа, а какой нет.
Тем большим удивлением для меня явилась статья, в которой утверждается, что любое распределение людей по демографическим группам и расчёт тарифов на их основании является дискриминацией, «без но и если». Это не просто частное мнение одного человека, его поддержала редакция серьёзного британского страхового портала Insurance Edge (собственно, вверху как раз редакционный комментарий).
Но и мнением одного профессионального портала можно пренебречь. Однако ещё с конца 2012 года в ЕС запрещено по-разному тарифицировать страхователей на основании их пола. В 2016 году Служба по надзору за финансовыми рынками Великобритании (FCA) признала тарификацию на основе сегментирования по признакам возраста, типа занятости и т.п. ценовой дискриминацией третьей степени (групповым ценообразованием). В 2019 году Департамент страхования штата Калифорния провёл исследование, по результатам которого дискриминационными были признаны такие факторы, как, например, доход и образование страхователей. Был предложен законопроект о запрете страховым компаниям использовать эти факторы при тарифообразовании.
В январе 2020 года вышла совместная статья 4 авторов, как принадлежащих к академическим кругам, так и прикладных актуариев, под названием «Недискриминационное ценообразование в страховании» (Discrimination-Free Insurance Pricing), где авторы, с формулами в руках доказывают, что одного только исключения дискриминационных факторов из расчёта тарифа недостаточно, и нужно ещё и обеспечить отсутствие непрямой дискриминации, когда дискриминирующие факторы могут быть определены косвенным образом из недискриминирующих.
Таким образом, традиционные принципы андеррайтинга находятся под серьёзной угрозой, и индивидуализация тарифа на основе использования максимально большого количества демографических параметров страхователя выглядит наименее перспективным решением.
Единственной приемлемой альтернативой существующему (пока ещё) подходу является тарификация на основании индивидуального риск-профиля страхователя. Который должен быть определён на основе недискриминирующих факторов. Лично я вижу только один реальный способ реализовать этот подход, и именно он набирает популярность (теперь уже окончательно понятно, почему) на всех ведущих страховых рынках.
Речь, конечно же, идёт о персонализированном риск-мониторинге с помощью устройств интернета-вещей, позволяющих составить риск-профиль, специфичный для данного конкретного человека и конкретного вида страхования, не задавая вообще никаких вопросов. В автостраховании это телематика, в страховании жизни и здоровья – носимые устройства, в страховании имущества – системы «умного дома» и т.д.
Принятое сейчас направление, в котором идёт индивидуализация тарифов, рискует в самой непосредственной перспективе оказаться тупиковым, даже если наш регулятор откажется следовать общемировым тенденциям. Это означает потерянное время и много денег для тех, кто будет упорствовать на этом пути. Лучше с самого начала развиваться в правильном направлении.
Вся пресса за 15 января 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тарифы, Управление риском
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
8 сентября 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 8 сентября 2025 г.
Объем продаж краткосрочных ОСАГО приблизился к миллиарду рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 8 сентября 2025 г.
В Казахстане ограничены агентские комиссии по кредитному страхованию до 10%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 8 сентября 2025 г.
Страховой рынок Казахстана: активы достигли 3,6 трлн тенге, премии выросли на 17% в январе–июле 2025 года

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 8 сентября 2025 г.
Аграрии юга застраховали более 4,3 млн гектаров посевов под урожай 2025 года

|
|
Финмаркет, 8 сентября 2025 г.
В январе-июне сборы российских страховщиков по автокаско выросли на 1,6%, выплаты - на 42,7%

|
|
Интерфакс, 8 сентября 2025 г.
Готовящиеся корректировки тарифных решений в ОСАГО не приведут к росту средней стоимости полисов. Обзор

|
|
СенатИнформ, 8 сентября 2025 г.
Только половина россиян изучают условия страховых договоров

|
|
ТАСС, 8 сентября 2025 г.
Россияне в I полугодии получили от страховых компаний Сбера 450 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 8 сентября 2025 г.
ВГЛЯД: «Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целью 150 руб.

|
|
Лента.Ру, 8 сентября 2025 г.
Сбер выплатил россиянам 450 млрд рублей по страховкам за полгода

|
|
Ведомости-Ростов-на-Дону, 8 сентября 2025 г.
Южные регионы застраховали более 4,3 млн гектаров посевов под урожай 2025 года

|
|
Амител, Барнаул, 8 сентября 2025 г.
Бийский студент оказался в цепких лапах мошенников и взял в кредит 45 тысяч рублей

|
|
Газета.Ru, 8 сентября 2025 г.
Стало известно, обладатели каких мотоциклов чаще всего становятся виновниками ДТП

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 8 сентября 2025 г.
Кубань стала одним из лидеров по числу ДТП с мотоциклами

|
|
Наша версия, 8 сентября 2025 г.
Закрытия аэропортов обошлись в полмиллиарда

|
|
Аргументы и факты-Алтай, 8 сентября 2025 г.
Студент из Бийска хотел заменить медполис и лишился 45 тыс. рублей

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 8 сентября 2025 г.
Краснодарский край вошел в антирейтинг регионов по числу ДТП с мотоциклами

|
 Остальные материалы за 8 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|